(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю)
28. В ДАЛИ ВЕКОВ ИЩА ИСТОКИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Пункт назначения |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Вниз по реке Оке |
|||
Монастырек |
60 коп. |
40 коп. |
20 коп. |
Жайск |
1 руб. 35 коп. |
90 коп |
50 коп. |
Вареж |
1 руб. 80 коп. |
1 руб. 25 |
70 коп. |
Павлово |
2 руб. 10 коп. |
1 руб. 65 |
80 коп. |
Горбатов |
2 руб. 40 коп. |
1 руб. 80 |
90 коп. |
Нижний Новгород |
3 руб. |
2 руб. |
1 руб. |
Вверх по реке Оке |
|||
Досчатое |
80 коп. |
50 коп. |
30 коп. |
Елатьма |
1 руб. 80 коп. |
1 руб. 40 |
1 руб. |
Касимов |
3 руб. |
2 руб. 50 |
1 руб. 60 коп. |
Спасск |
5 руб. |
3 руб. 40 |
2 руб.60 коп. |
Рязань |
5 руб. 60 |
4 руб. |
3 руб.10 коп. |
Плата за провоз багажа составляла в среднем от 3 до 10 коп. с пуда: до Нижнего – 3 коп. с пуда, а до Рязани 5-6 коп.
В навигации 1914 года в компании А.В.Качкова ходили следующие пароходы:
«Елена» (капитан – И.П.Ашурков, помощник –
И.Д.Попов, кассир – Н.Т.Качков);
Пароход «ЕЛЕНА».
Построен в г. Коломне на заводе КСМЗ в 1896 году. Мощность 320 л.с.,
скорость 18 км/час, вместимость до 400 пассажиров, грузоподъемность 120
т., Курсировал по реке Оке, владелец – А.В.Качков
Команда парохода «Елена»
Для просмотра в лучшем качестве кликните по изображению.
(Фото предоставлено Ляминым Вадимом Георгиевичем, восстановлено в 2009
г. Н.Г.Зиновиным)
В машинном отделении грузового парохода «Могучий», ходившего по Оке
«Александр» (капитан – П.А.Лесков, помощник
– И.Т.Николаев, помощник – И.Т.Николаев, кассир –
В.Я.Пилин);
«Касимов» (капитан – Н.И.Шехаев, помощник – Я.Е.Медведев, кассир –
И.В.Колосов);
Пароход «КАСИМОВЪ»
Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1873 году. Мощность 240 л.с.,
скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., Курсировал по реке Оке
«Рязань» (капитан – А.Д.Попов, помощник – Ф.Н. Щепкин, кассир –
Котельников);
Пароход «РЯЗАНЬ»
Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л.с.,
скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350
пассажиров. Владелец – А.В.Качков. Курсировал по реке Оке.
«Новик» (капитан – К.М.Скурыгин, помощник –
В.М.Николаев, кассир – П.О.Тюрин);
«Дедушка Крылов» (капитан – А.П.Батуров, помощник – А.М.Брагин, кассир –
Лебедев);
Пароход «ДЕДУШКА КРЫЛОВЪ»
Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1893 году. Мощность
200 л.с., скорость 16 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до
350 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Качков» (капитан – В.А.Топорков, помощник –
М.Н.Королев, кассир Д.Д. Кочкарев);
Пароход «КАЧКОВЪ»
Построен в г. Муроме в 1893 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час,
грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владелец –
Качков. Курсировал по реке Оке.
«Ерахтур» (капитан – М.Н.Коноплев, помощник
– В.Г.Гебен – штрентер, кассир – П.Г.Сорокин);
Пароход «ЕРАХТУРЪ»
Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда. Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Нижний Новгород» (капитан – А.П. Баранов,
помощник – В.И.Скатов, кассир – Корнишин);
Пароход «НИЖНИЙ НОВГОРОДЪ»
Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1890 году. Мощность 170 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Быстрый» (капитан – В.М.Тальников, помощник
– Ф.Т.Николаев, кассир – А.Ф. Шкаранов);
«Проворный» (капитан – А.А.Алексеев, помощник – М.П. Данилов, кассир –
М.М.Воеводкин);
«Варяг» (капитан – Н.Д.Николаев, помощник – А.А.Ильичев);
«Товарищ» (капитан – А.Е. Демашов, помощник – Я.Ф. Глазов);
«Внук Николай» (капитан – А.А.Сомов, помощник – Д.Н. Минкин);
«Дмитрий Донской» (капитан – М.Ф.Чустов, помощник – А.С.
Колобанов, кассир – А.П.Самгин).
Пароход «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ»
Принадлежал елатомскому
пароходчику А.П.Самгину. Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1872
году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т.,
пасс. до 232 чел. Курсировал по реке Оке.
Билет от Елатьмы до Нижнего Новгорода
пароходства по реке Оке А.В.Качкова
(фото предоставлено С.В. Родиным)
Пассажирский пароход «Дмитрий Донской»
работал в линии пароходства «Наследников Качкова», курсировавших по
линии Рязань Нижний Новгород, отдавая 40% выручки Качкову Александру
Викуловичу за использование пристаней и права работать на линиях, так
как Качков был монополистом на Оке.
Елатомская пристань на Оке. Рисунок из путевых зарисовок художника А.М.Лаптева. 1927 год.
В том же 1914 году еще один пароход компании А.В.Качкова «Густав Струве» был сдан в аренду обществу «Кавказ и Меркурий» сроком на две навигации.
Купцам Зворыкиным принадлежали пароходы:
«Николай» (1904 год постройки; после
революции назывался «Ленин», с 1922 г. – «Муром», с 1929 г. –
«Декабрист», с 1949 г. – «А.Н.Островский»);
«Зворыкин» (1894 г.; ходил по маршруту Н.Новгород – Рязань), «Владелец
Зворыкин» (1895 г.; ходил по маршруту Муром – Н.Новгород; с 1919 г.
переименован в «Емельян Пугачев»; списан в 1945 г.);
«Владимир» (1896 г.; с 1922 года переименован в «Лейтенант Шмидт», затем
– в «Пролетарий»; с 1932 года ходил по Северной Двине; списан в 1950
г.);
«Надежда» (сведений о постройке не имеется).
На палубе парохода. Фрагмент фото из архива Поповых.
Поверстное описание реки Оки от Рязани до Нижнего Новгорода
От Рязани до Спасска 70 вер., Киструс 85 вер., Шилова 130 вер., Тыринской слободы 170 вер., Капанова 190 вер., Забелина 270 вер., Касимова 290 вер., Починок 315 вер., Ватажки 370 вер., Елатьмы 395 в., Ляхи 460 вер., Досчатого 475 вер., Мурома 503 вер., Сапуна 583 вер., Павлова 610 вер., Горбатова 648 вер., Дуденево 695 вер., Нижнего-Новгорода 740 вёрст.
(Прим. ред.: 1 верста = 1,06 км).
Цветное фото Прокудина-Горского 1912 г. Грузовое судно одной из российских пароходных компаний.
Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.