1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11


Елатьма. Вид на город со стороны Собора. Фото конца XIX - начала XX века.

 

 

Фёдор Иванович Чанышев

 

Федор Иванович Чанышев

 

 

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ

ГОДЫ

 

(воспоминания из прошлого Елатьмы)

 

 

Вспомнилось многое, 
Давно пережитое,     
Вспомнилось многое, 
Давно позабытое.      


ПРОЛОГ

или краткое описание разных сторон жизни

города Елатьмы периода с 1900 по 1913 год

 

Родной мой город Елатьма расположен на реке Оке, на левом высоком и зеленом берегу, на водном пути от Москвы до Нижнего Новгорода через Рязань. Весной он очень красив, весь в белом цвету яблонь и вишен, как бы покрыт пухом, и воздух опьяняющий!

Город называется Елатьма – «ель» – «тьма», «ели тьма», «много ели», это потому, что здесь были большие еловые леса. Часть этих лесов осталась на правом берегу: Заповедь и Роинов бор, на левом берегу – Толстиковский, по дороге к Окшову – Блазные и за Ласином.

На гербе города Елатьмы была изображена лодка с парусом, что подсказывает – Елатомский уезд – водницкий. В селах Пустынь, Квасьево, Сабурово, Урдово, а дальше около пристани Починки с. Пителино, Обухово, Подбаластные и др. были водники, плававшие не только по Оке и Волге, но бывавшие на Дону и Каспийском море, на морских судах общества «Кавказ и Меркурий». Были целые большие села как то Поляковские Буты и Майдан, где вся молодежь и среднего возраста крестьяне плавали на баржах целыми семьями – глава семьи шкипером гусяны, а матросами – сыновья, жены и дети. Но эти плавали исключительно на Оке. Дома оставались только старики и старухи.

 

 

 

 

Энциклопедический словарь  под ред. проф. И. Е. Андреевского.

Санкт-Петербург : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890-1907, т. 9а

 

 

Весенняя вода заливала Заповедь и обширные луга, разливалась на 15 – 20 километров вширь, иногда оставляя небольшой островок Бык, где в летнее время был городской перевоз.

С горы, на которой стоит Елатьма, был красивый вид, и любоваться им ходило много елатомцев. Стоишь на горе, а перед тобою далеко-далеко, на сколько можно окинуть глазом – тихая, спокойная водная гладь (но бывала она и бурной),  по ней плывет много-много лодок, а с них раздается дружная песня под звуки баяна.

 

 

Елатьма. Вид на реку Оку и нижнюю слободу со стороны Собора. Фото конца XIX - начала XX века.

 

 

Каждый домохозяин нижней слободы по традиции должен был иметь лодку, на которой в половодье он ловил бревна и лес, снесенный водой, летом рыбачил и отдавал на прокат для катанья желающим, большинство которых были гимназисты, гимназистки, а за отъездом их студенты и курсистки, приехавшие на каникулы, жители нагорной части города.

 

 

 

Поповы. Катание на лодке по Оке.
(Черно-белое фото из семейного архива родственников М.А.Поповой.
Восстановлено в 2009 г. Н.Зиновиным, колоризовано в 2021 г.)

Для просмотра фото в цвете кликните по изображению
 

Colorize

 

 

После спада воды в пойме оставалось множество озер с утками, куда и ездили елатомские охотники на утлых ботниках, проезжая протоками из озера в озеро или легко перетаскивая их на маленькие речушки Вяна, Ушмар, Исток.

В залитую заповедь весной ездили гимназисты с гимназистками большими компаниями-группами с самоварами, большими чайниками и продуктами, конечно, не без музыкальных инструментов. Костер разводили на большой гриве – не залитой возвышенности внутри леса, и, сидя у костра, подальше от глаз гимназического начальства и полиции, попивая ароматный чай со стрекозами и комарами, попавшими туда, хором пели «Из страны, страны далекой», «Есть на Волге утес», «Колодники», «Варшавянку», «Смело, товарищи в ногу», и у них получалось нечто похожее на массовку.

 

 

Вид на город Елатьма с правого берега реки Оки.  Фото конца XIX - начала XX века.

 

Для просмотра панорамы Елатьмы кликните по изображению.

 

 

Весной красиво было кататься в Заповеди. Едешь – как по аллее в просеке между высокими деревьями и вода быстро-быстро несет тебя, только стволы деревьев мелькают. На корме лодки, конечно, сидит опытный кормчий и правит рулевым веслом, отворачивая то носом, то бортом, избегая ударов о стволы деревьев, а если приходилось задерживаться до позднего вечера, и «при огнях» возвращаться на горный берег, который при разливе очень плохо виден из далека, то правили, придерживаясь какого-нибудь огонька, светившегося из окна домика, расположенного в подгорной слободе, приветливо мерцавшего, как маяк из темноты. (Вспоминаешь Короленковские «Огоньки»).

 

*     *     *

 

Город наш был небольшой с населением в три тысячи человек, или как в настольных календарях того времени значилось – столько-то «жителей». От железной дороги он отстоял не менее, как на 80 – 90 километров, как от Сасова, так и от Мурома. В летнее время сообщение – пароходами.

В городе была открыта мужская классическая гимназия во второй половине восьмидесятых годов девятнадцатого века, а женская – в 1906 году, было городское шестиклассное училище, одно начальное училище под городской управой, пять церковно-приходских школ (при Соборе, Рождественской, Ильинской, Вознесенской и Никольской церквях). Для поступления в гимназию требовалось или окончить начальное училище, или сдать за него при поступлении, а, чтобы поступить в городское училище, достаточно было окончить церковно-приходскую школу.

В городе было очень много церквей сравнительно с количеством населения: Покровская, Собор, Рождественская, Благовещенская, Ильинская, Троицкая, Вознесенская, Кладбищенская – это на горе, а под горой – Никольская и Казанская, кроме того – три домовых церкви – больничная, гимназическая и тюремная.

 

 

Елатьма. Вид на тюремный замок. Фото конца XIX - начала XX века.

 

Тюрьма, кстати сказать, была в центре города на высокой горе и представляла собой красивый вид с реки – вроде особняка.

 

 

 

Город Елатьма. Вид с острова.

Фото из собрания Елатомского краеведческого музея.

Восстановлено Н.Зиновиным в 2011 г.

(Для детального просмотра кликните по изображению)

 

*     *     *

 

Купечество и богачи города большей частью занимались ростовщичеством, чем торговлей, отдавая за большой процент взаймы деньги или принимали в заклад землю и леса, приобретая недвижимое имущество или «мертвый капитал», как тогда говорилось. Крупными купцами были Поповы, Смольянинов Константин Николаевич (или, как его называли, «Костя Культяпый», так как у него от рождения не было первых суставов пальцев на руках), Сорокин Александр Александрович, в доме которого была женская гимназия, Аксеновы, братья Губырины, Четвериковы, Носовы, Прибытков и много других, только с меньшим капиталом.

 

 

 

Елатьма, 1912 г. Купеческий пикник с самоваром.

В центре – Федор Федорович Сорокин,
сын елатомского купца первой гильдии Федора Ивановича Сорокина.

Слева направо: жена Федора Федоровича – Дарья Андреевна (урожд. Кочетова)
и Сорокина Софья Федоровна.

Для детального просмотра кликните по фотографии

 

 

Поповы принимали в заклад даже пароходы у волжских судовладельцев Кашиной, Зарубина и других, давая по 70 процентов стоимости, и, в случае неуплаты в срок, приобретали их себе, как два буксирных парохода братьев Ляховых «Авраам» и «Братья Ляховы», переименованные в «Дети Попова», которые, как невыкупленные, стояли на приколе под лесопилкой в Инкино без дела несколько навигаций. Таким же порядком приобретен был купцом Прибытковым пассажирский пароход «Николай Прибытков», стоявший под ухвостьем острова у Елатьмы долгое время, и в один весенний ледоход, подрезанный льдом, затонул и его изломали.

 

Елатьма. Семейство Поповых. Прогулка на катере.

 

Семейство Поповых.  Прогулка на катере.

Для увеличения фото кликните по изображению

 

 

Предприимчивым пароходчиком в Елатьме был Самгин А.П., имевший два парохода – один пассажирский – «Дмитрий Донской», другой буксирный – «Владимир Храбрый». Пассажирский пароход работал в линии пароходства «Наследники Качкова», рейсировавший по линии Рязань – Нижний Новгород, отдавал 40% выручки Качкову за пользование пристанями и право работы на линии, так как Качков был монополистом на Оке. Буксирный пароход брал сводки баржей или работал у путейцев в аренде. Оба парохода были так же заложены у Поповых.

Между прочим, Самгин первым открыл плавание по Оке начиная от Елатьмы до Нижнего Новгорода. Одно время Качков даже хотел совсем выжить Самгина, не принимал его в свою линию. Тогда Самгин обратился в Министерство путей сообщения, которое приказало Качкову принять Самгина в линию как первого открывателя пароходного плавания по Оке.

 

*     *     *

 

 

Продолжение





 

Вернуться на главную страничку