(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю) 34. АЭРОДРОМ. СТАДИОН И БЫВШИЕ ЗАВОДЫ |
||
|
Сегодня трудно поверить, что когда-то в начале семидесятых годов прошлого ХХ века Елатомская улица Спартака была покрыта асфальтом, а вдоль фасадов домов проходили асфальтированные тротуары. В конце улицы начиналось широкое поле. Асфальтовая дорожка поворачивала налево и через пару сотен метров заканчивалась возле летного поля. Все это было сделано для удобства пассажиров, следовавших в елатомский "аэропорт". Слово это я взял в кавычки, потому что с понятием "аэропорт" мы привыкли связывать здания-аквариумы аэровокзалов, возведенные из стекла и бетона. Весь елатомский аэровокзал размещался в небольшом бревенчатом домишке на краю широкого летного поля, раскинувшегося между западной окраиной Елатьмы и деревней Холопово.
Фотография на память возле здания елатомского аэропорта. Справа за домом и дорогой просматривается футбольное поле елатомского стадиона (фото первой половины 70-х г. ХХ века)
Следующая архивная фотография датирована 1963 годом.
Возле здания елатомского аэропорта пассажиры и провожающие. 1963 год.
Шестой слева – известный уроженец Елатьмы,
замечательный поэт
Вадим Иванович Зубарев.
Рядом с домиком под липами и березками стояло несколько скамеечек. Поодаль возвышался столб с "колбасой". Это большое металлическое кольцо, на которое крепилось нечто вроде полосатой полотняной трубы. Как только поднимался ветер, "колбаса" наполнялась воздухом и по ней можно было определить направление и приблизительную силу ветра. Слово "аэропорт" означает "воздушные ворота". Многие десятилетия эти воздушные ворота надежно функционировали и летом и зимой, позволяя меньше чем за час слетать в Касимов или Рязань. Полеты совершал трудяга "Кукурузник" АН-2. Я пишу "Кукурузник" с большой буквы, потому что самолет этот по своей легкости, простоте, долговечности и надежности конструкции не имел себе равных и в связи с этим внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
АН-2 над Елатомским аэродромом. (Фото из собрания Валерия Роговского)
Самолеты в Елатьму летали круглый год.
Елатомский аэропорт зимой
Елатомский аэропорт летом
До четвертого класса я жил на улице Спартака. В ту пору на этой улице проживало множество ребятни всех возрастов. Летом дети любили бегать на аэродром, чтобы немного постоять позади взлетающего самолета. Когда начинали вращаться лопасти пропеллера, за самолетом поднимался сильный ветер, буквально сваливающий с ног. Стоило открыть рот, как щеки надувались пузырями. Ощущения были просто непередаваемыми. Иногда по праздникам устраивалось катание детей на самолете. "Кукурузник" поднимался в воздух и делал несколько кругов над Елатьмой и заречьем, приводя детвору в неописуемый восторг. С птичьего полета Елатьма казалась совсем игрушечным городком, а река – серебряной ленточкой с крошечными пароходиками. Сквозь толщу воды, как через желтоватое стекло, можно было разглядеть все песчаные отмели и косы.
Вид из иллюминатора самолета Ан-2, 1988 год, рейс Елатьма – Рязань, слайд В.И.Щивьёва
Вот как описывает свои впечатления о полете
М.И.Ростовцев. В этот день машина везла нас на Елатомский аэродром. Миновали окраину поселка и вот уже выехали на полевой простор. Только что прибыл самолет. Сразу же дана команда на посадку. Двенадцать пассажиров торопливо занимают места, грузятся багаж и почта. Еще несколько минут, и раздается характерный свистящий шум авиационного двигателя, самолет вздрагивает и медленно двигается к взлетной дорожке. Стремительно пробежав по ней, он оторвался от накренившейся на миг земли, сделав круг над Елатьмой, медленно полетел на запад. Рейс был обычным для Ан-2, ежедневно бороздящего небо по маршруту Елатьма – Рязань.
Для детализации кликните по изображению
В самолете сидели главным образом местные жители. – Совсем избаловался народ, – усмехаясь проговорил бородатый пассажир – тоже, видно, из села. – В Рязань, за сто пятьдесят километров, и то самолет нашему брату подавай! Время-то какое настало. А раньше, бывало, из Елатьмы до Рязани добирались почти трое суток. Помню это время. – И верно, крепко привыкли мы уже к самолету, – сказала молодая женщина. Возникла потребность побывать в областном центре – и через сорок минут там.
После полетов на реактивных лайнерах было
очень интересно смотреть на знакомую, милую землю с небольшой высоты.
Зиновин Николай на елатомском аэродроме перед отлетом в г. Рязань. Справа Зиновина Лидия Макарова. 1975 г.
Посадка пассажиров на самолет в елатомском аэропорту (Фото из коллекции М.А.Александровского)
Бывшее летное поле елатомского аэродрома
На месте бывшего аэропорта теперь высится один из производственных корпусов Елатомского приборного завода. Фото Н.Н.Жалненкова
Рядом с аэродромом когда-то находился огороженный глухим деревянным забором Елатомский стадион. Это было футбольное поле со скамейками для болельщиков и хорошей беговой дорожкой по периметру. За воротами были оборудованы ямы для прыжков в длину. На стадионе проводились спортивные праздники, соревнования и футбольные матчи при большом стечении народа.
В эпоху повального увлечения футболом, где-то в начале шестидесятых годов ХХ века на встречи футбольных команд собирались сотни болельщиков. На километры от стадиона слышались глухие удары по мячу и неистовый рев трибун: "Седелкин! Се-дел-кин, да-ва-а-а-ай! Го-о-о-ол!!!" В Елатьме была своя прекрасная футбольная команда, участвовавшая в первенствах района и области.
Появление телевизоров в домах елатомцев к концу шестидесятых годов снизило их интерес к массовым спортивным мероприятиям, и стадион стал приходить в упадок. "Хозяйственные" проныры зимой разобрали потихоньку деревянный забор стадиона и скамейки. Так со временем стадион превратился в удобное место выпаса скота из соседних дворов. Только футбольные ворота еще долго сиротливо стояли на полузаброшенном пустыре.
В 2008 году я заглянул на этот пустырь и с удивлением увидел там футбольные ворота и группу ребят, увлеченно гонявшую мяч.
У южной границы аэродрома (между Елатьмой и деревней Аксеново) прежде находился кирпичный завод. Обжигом кирпича в Елатьме занимались еще до революции, а затем еще некоторое время при советской власти. На моей памяти завод уже не работал. На его территории находились очень глубокие прямоугольные ямы, по-видимому, места добычи глины. В некоторых ямах были оборудованы печи для обжига кирпича. Параллельно границе аэродрома в несколько рядов стояли длинные сараи, навесы метра два высотой, поставленные "шалашиком". Они служили местом сушки кирпича, сформованного из глиняного раствора. В детстве я часто бегал туда играть с пацанами. Елатомский дореволюционный кирпич обладал удивительной прочностью. Он был темно-красного цвета, очень тяжелый, как камень. Не даром елатомские церкви так упорно сопротивляются времени и вандалам. Из кирпича местного производства построены все исторические здания города. Аккуратно выполненная кладка стен зачастую не требовала какой-либо дополнительной отделки в виде штукатурки, покраски или побелки.
Слева от городской заставы на въезде в Елатьму со стороны деревни Инкино в шестидесятых годах ХХ века был построен Елатомский хлебозавод.
Когда в семидесятых годах он был закрыт, большинство елатомцев это нисколько не расстроило, а наоборот, обрадовало, так как касимовский хлеб почему-то был гораздо лучшего качества, чем кислый и липкий местного производства.
До сих пор у въезда в Елатьму можно увидеть
осыпающиеся стены производственного корпуса этого предприятия.
Вестовые столбы советского периода на въезде в Елатьму со стороны д.
Инкино.
На въезде в Елатьму до революции были установлены вестовые столбы – острые четырехгранные пирамиды на прямоугольных постаментах, увенчанные двуглавыми орлами. При советской власти это были высокие цилиндрические колонны с шарами наверху. Сейчас их нет. Справа от дороги на въезде в Елатьму со стороны Инкино установлена новая стела с названием города ЕЛАТЬМА, изображением части исторического герба Елатьмы – белого паруса на голубом поле щита, а также изображением древнего храма и современного многоэтажного здания на основании стелы, как символов прошлого и будущего Елатьмы.
|
|
|
Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved. |