Елатьма – моя малая Родина (позвольте все же написать с заглавной буквы!).
Здесь, в селе Елатьма Елатомского района
Рязанской области, я родился в 1956 году, где и проживал
до
семнадцатилетнего
возраста.
Более тридцати лет я приезжал сюда, чтобы повидать своих родителей и
побродить по дорогим моему сердцу улицам, полюбоваться красотой природы
и отдохнуть от городской суеты. В декабре 2006 года я вновь посетил
родные места.
В 2006 году моей родной Елатьме исполнилось 625 лет.
До революции и в первые годы советской власти Елатьма именовалась городом. В 1930 году бывший уездный город был низведен в ранг села, в 1958 году Елатьма стала рабочим поселком, в 1963 году потеряла статус райцентра.
В настоящее время Елатьма официально
является городским поселением. А по сути же, до настоящего города
Елатьме еще расти и расти! Численность населения Елатьмы в 2006 году
составила всего-навсего 3,7 тыс. чел.
В очередной раз я отправился на прогулку по улицам Елатьмы. Несмотря на то что по календарю была середина декабря месяца, снега не было, погода стояла теплая, пасмурная и сырая, асфальт на центральных улицах исчез под солидным слоем глиняной жижи (мало положить асфальт, надо еще иметь технику для его уборки).
Еще в 1936 году писатель Михаил Ефимович Кольцов точно отметил, что Елатьма летом утопает в садах, а весной и осенью утопает в грязи...
В плане благоустройства елатомских улиц
местным органам власти еще предстоит серьезно поработать, ведь даже не
все центральные улицы имеют обустроенные тротуары, поэтому пешеходы
вынуждены ходить по проезжей части, что более характерно для мелких
деревушек, расположенных вдоль автомобильных трасс. Благо автомобили по
Елатьме проезжают столь редко, что на ее улицах я не увидел ни одного
светофора.
Вид на Вознесенскую церковь на въезде в Елатьму
Для просмотра колоризованного (раскрашенного) фото наведите курсор на изображение
На въезде в Елатьму со стороны деревни
Инкино на улице Володарского (до революции – ул. Шатская) возвышалась
полуразрушенная колокольня Вознесенской церкви, возведенной в 1795 году
купчихами Акулиной и Елизаветой Виноходовыми. Церковь имела главный
Вознесенский престол и два теплых придела
– придел Феодоровской Богоматери и придел Петра и Павла. Некогда
стройная, белоснежная – двусветный одноглавый четверик с трапезной и
трехъярусной колокольней в стиле классицизма, увенчанная крестом на
высоком шпиле, сегодня она выглядела плачевно. Построенная в 1795 году,
она интересна тем, что изнутри на куполе храма некогда были изображены
сидящие фигуры Бога Отца и Бога Сына, а у их ног... огромный голубой шар
планеты Земля! При этом Господь Иисус Христос был изображен возносящим
над ней свою благословляющую руку. «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли...»
(Книга пророка Исаии глава 40 стих 22).
В 1876 году настоятелем этого храма был священник Михаил Андреевич Студенецкий, церковным старостой – купец 2-й гильдии Прибытков.
В 1909 году в Вознесенской церкви Елатьмы
служил священник Димитрий Политов в возрасте 31 года, предшественником
его был родной дядя – священник Петр Царевский.
Последний священник
елатомской Вознесенской церкви
Дмитрий Андреевич Политов
(в молодости)
Бывший священник Дмитрий Политов
в годы жестоких гонений
Приход этого храма составляли около 470 человек – мещане, мелкие торговцы, ремесленники, рабочие кирпичных сараев.
Давно уже смыта дождями побелка, осыпались
росписи, пламенные революционеры низвергли колокола и шпиль с крестом, а
ураганный ветер сорвал почти всю проржавевшую кровлю.
Развалины елатомской Вознесенской церкви
В феврале-марте 1918 года огонь пулемета с этой колокольни успешно отбивал красногвардейские атаки, пока по храму не ударила артиллерия.
Колокольня елатомской Вознесенской церкви
со следами пуль и снарядов
В последнее время некогда величественный храм стремительно разрушался и, переходя роковую «черту невозврата», буквально превращался в пыль.
Восстановлением этого храма начал заниматься священник о. Лаврентий Таскаев, и каждый имеет возможность оказать ему в этом свою посильную помощь.
Куб храма. Развалины елатомской Вознесенской церкви
Развалины елатомской Вознесенской церкви
Только столетней давности фотография дает нам представление о прежнем великолепии храма.
Елатьма. Южная застава. Колокольня
Вознесенской церкви.
Фото дореволюционного периода начала ХХ века
Елатьма. Бывшая улица Шатская.
Фото начала ХХ века
Фото того же участка улицы. 2008 г.
Елатьма. Улица Володарского. Фото 2009 г.
Храм стремительно разрушался, переходя роковую «черту невозврата»
Елатомцы живо откликнулись на инициативу возрождения Вознесенского храма
Сначала убрали горы битого кирпича и рыжей пыли
Удалили опасно нависавшие куски отслоившейся штукатурки
Николай Жалненков является одним из самых активных участников мероприятий по благоустройству Елатьмы
Немало добрых дел на счету Павла Байкова
До полного восстановления храма еще очень далеко, не хватает средств, но служба уже идет!
29 декабря 2016 года на центральную часть Вознесенского храма был установлен купол с крестом.
Благочинный Елатомского благочиния иерей Димитрий Уляшин и настоятель Вознесенского храма протоиерей Лаврентий Таскаев с прихожанами совершили молитвенный чин «На поставление креста на верх крова новосозданной церкви».
Молитвенный чин «На поставление креста на верх крова новосозданной церкви»
* * *
Каждый год в Елатьме происходят заметные изменения в ее архитектурном облике: появляется что-то новое, возрождается старое и, увы, что-то погибает безвозвратно.
С улицы Спартак я направился в сторону больницы. Первое, что привлекло мое внимание, изменившийся вид магазинчика, построенного в конце шестидесятых годов ХХ века на месте деревянного ларька вблизи перекрестка улиц Володарского и Карла Маркса.
Елатьма. Продуктовый магазин на
ул. Володарского.
Ни решеток на окнах, ни охраны тогда не было.
Фото конца 60-х годов ХХ века
Тот же магазин в 80-е годы.
Теперь это здание выглядит несколько иначе.
2007 год
И только старожилы Елатьмы помнят, как во времена заката правления Н.С.Хрущева к стоявшему на месте этого магазина синему деревянному ларьку выстраивалась огромнейшая очередь в несколько сотен человек за буханкой черного хлеба...
Подойдя к больничному спуску я совершенно не узнал места, столь хорошо знакомого с самого детства.
Теперь на этом месте возвышался новый трехэтажный корпус Елатомской больницы.
Проектом было предусмотрено здание на 28 коек с поликлиническим отделением на 40 посещений в смену
В 60-х годах на этом месте находилось деревянное здание елатомской поликлиники
Первая деревянная больница в Елатьме была построена в 1835 году.
Приведу любопытный исторический факт. В марте 1881 года уездным врачом в Елатьму был назначен Оболенский Иван Иванович. В течение девяти лет шел он путем служения ближним в качестве врача.
Будучи хорошим врачом, а также отзывчивым, доброжелательным и совершенно бескорыстным человеком, Оболенский вскоре заслужил любовь и уважение всех жителей города, так как не разделял ни богатых и ни бедных людей, и не щадил ни своего здоровья, ни сил, чтобы прийти на помощь больным и спасти тех, кому угрожала смерть.
Владыка Тихон (Оболенский)
Рассказывают удивительнейшую историю приобщения его к религии.
Город Елатьма был патриархальным, все его жители были верующими людьми, посещавшими храмы, которых в городе было много. Верующим был и городской голова, искренно переживавший, что любимый ими городской врач был неверующим.
В детстве и юности Оболенский был верующим человеком, но, поступив учиться в университет, соприкасаясь в студенческие годы с материей во всех её видах и проявлениях, при изучении на практике анатомии, при производстве опытов по химии, при изучении биологии и других наук, будущий митрополит постепенно утвердился, что материя вечна, что закон сохранения энергии показывает, что она не может исчезнуть, а только видоизменяется, и что материя находится в вечном движении.
В дальнейшем он начал отрицать существование Бога, перестал молиться и, сняв с себя нательный крестик, положил его в дальний ящик письменного стола. В квартире, которую он снимал, хозяйка просила разрешения оставить в одной из комнат большую старинную икону Божьей Матери в серебряном окладе, врач на это согласился, говоря, что икона ему не помешает и совсем не нужна, поэтому пусть остается.
Городской голова написал письмо отцу Иоанну Кронштадтскому, где рассказал о всеми уважаемом городском враче, выражая скорбь, что тот ни во что не верит, и просил усердно помолиться за врача, чтобы Господь просветил его Светом Разума Своего. Вскоре городской голова получил телеграмму без подписи, из одного слова: «Молюсь».
Однажды во время обеда, данного в честь врача, присутствующие говорили речи и высказывали наилучшие пожелания. В конце обеда городской голова не вытерпел и сказал, что их радость от того, что город получил такого хорошего врача немного омрачается от того, что врач – человек неверующий в Бога. Не пристало ему, по всем своим поступкам истинному христианину, отрицать существование Бога.
Доктор вначале отшучивался, а потом призадумался. Он понял скорбь этих простых, сердечных, хотя в большинстве своём малообразованных, но глубоко верующих людей, и ему стало больно, что он огорчает их. В своем ответном слове врач поблагодарил всех собравшихся за оказанную ему честь. Человек он был очень умеренный в пище и почти не пил, поэтому, несмотря на многие провозглашенные тосты, был трезвым.
Вернувшись домой, он долго сидел, задумавшись, вспоминая все пережитое им за годы работы в этом городе. Время приближалось к полуночи. Он разделся, лег в постель и стал размышлять над тем, что для таких простых, искренних, малообразованных, но в тоже время верующих людей его атеизм может показаться действительно чудовищным и они могут быть оскорблены в своих лучших чувствах. «Но, чем же я виноват, – воскликнул он, – что вера моя утрачена, что я пришел к заключению, что веру и науку согласовать вместе нельзя!» Вот если бы я увидел своими собственными глазами дьявола и убедился на личном опыте в существовании бесплотных злых духов, тогда для меня было бы понятным существование Бога как Личности и истинного Духа.
Едва только он проговорил эти слова, как внезапно открылась дверь в его комнату и вошел тот, которого он так хотел увидеть...
Дьявол был громадного роста и гнусного вида. Подойдя к кровати, на которой лежал врач, сатана сказал: «Вот ты так хотел меня увидеть, я пришёл. Давай с тобой поцелуемся». Врач оцепенел от ужаса, ибо в реальности того, что он видел не было никакого сомнения. Он совершенно забыл о силе Крестного Знамения и молитвы, а дьявол потянулся к нему. Вдруг врач почувствовал, что его кровать стала подыматься и дьявол уже не может дотянуться до него. Тогда сатана проговорил: «Ну ладно, я приведу того, кто выше меня», и с этими словами вышел.
Вскоре дверь снова отворилась, и вошёл бес такого внушительного роста, что стало ясно, что теперь он дотянется до врача. Забыв о Крестном Знамении, врач в этот момент вдруг вспомнил, про свой нательный крестик, и, сделав прыжок с кровати, он быстро открыл ящик письменного стола и схватил крест. Нечистая сила тут же исчезла.
Врач пал на колени перед иконой Божьей Матери в какой-то молитве без слов. В этот момент от иконы послышался строгий голос: «Если хочешь спастись, то должен посвятить себя Богу». Этот голос заставил его очнуться и вскочить на ноги. «Что же это такое со мной происходит? Я уже испытываю настоящие галлюцинации, вижу бесов, и тут же слышу еще даже гласы». И это всё переживаю я, имеющий дело с положительной наукой, не допускающей и мысли, что есть духовный мир. Прочь от этого мракобесия».
В этом момент от иконы послышался снова голос: «Я тебя не неволю и не утруждаю, поступай – как хочешь. Я только говорю тебе, что если ты хочешь спастись, то должен посвятить себя Богу».
Не было теперь у врача никакого сомнения, в том, что все это происходит на самом деле. Всё наносное, весь скептицизм, а затем и полное неверие, как результат рационализма, спали с него как чешуя.
Всю ночь он пробыл в горячей молитве к Богу. На другой день он выехал в Петербург, а оттуда поехал к отцу Иоанну Сергееву в Кронштадт. Долго беседовал отец Иоанн с врачом и принял его исповедь. От него врач вышел просветленным и принял решение посвятить себя Богу. Осенью он поступил в духовною академию, прекрасно её окончил и принял затем пострижение в монахи. Постепенно подвигаясь по иерархической лестнице, он не в старом еще возрасте был посвящён в епископы.
Такова история обращения к Богу будущего митрополита Уральского Тихона.
Когда владыку Тихона перевели в 1922 г. в Москву, он стал ближайшим помощником Патриарха Тихона и 1923 г. вошёл в состав Священного Синода. В 1924 году он был возведен в чин митрополита Уральского.
Владыка Тихон (Оболенский) скончался 8 мая 1926 г. и похоронен в московском храме Софии Премудрости Божией. Могила святителя была осквернена, и сейчас от нее осталась только чугунная плита с надписью «митрополит Уральский Тихон».
На дореволюционной архивной фотографии Елатомская земская больница выглядит так.
Елатомская земская больница
(Фото из архива Суворовых. Восстановлено Н.Г.Зиновиным)
Слева от этого здания видна ограда вокруг больничного пруда.
Перед зданием больницы в прежние времена простиралась широкая Больничная площадь.
В 1905 году Елатомский уезд был поделен на 6 участков, каждый из которых обслуживался своим земским врачом.
1-й участок обслуживал Дмитрий Николаевич Кудрявцев, 2-й – Владимир Николаевич Богданов, 3-й – Николай Семенович Ногунов, 4-й – Геннадий Иванович Органов, 5-й – Вениамин Вольфович Ставский, 6-й – Александр Сергеевич Левашов.
Запасным врачом состоял Федор Александрович Фрейер.
Земский врач Федор Александрович Фрейер с супругой Варварой Ивановной
Документы свидетельствуют об отношении государства к труду врача. Врач Елатомский земской больницы получал зарплату 137,50 рублей в месяц (приблизительно 100,3 тыс. руб. в перерасчете на современные деньги), плюс по 30 рублей квартирных (21,9 тыс. современных руб.), что практически соответствовало денежному содержанию подполковника Российской Императорской армии (или полковника современной Российской армии).
Sapienti sat!
Питание больных и прислуги обеспечивалось за счет государства.
Заметьте, что это во время Первой мировой войны!
Для сравнения:
примерные цены на продукты питания в Российской Империи в 1913 г.
Категория | Товар | Ед. изм. | Цена: руб |
Бакалея | Гречневая крупа | фунт (0,4 кг) | 0,10 |
Бакалея | Мука пшеничная | фунт | 0,08 |
Бакалея | Рис | фунт | 0,12 |
Бакалея | Сахар | фунт | 0,12 |
Бакалея | Соль | фунт | 0,02 |
Грибы | Грибы сушёные | фунт | 1,12 |
Молочные продукты | Молоко | бутылка (0,6 л) | 0,08 |
Молочные продукты | Сливочное масло | фунт | 0,56 |
Молочные продукты | Сметана | фунт | 0,28 |
Молочные продукты | Творог | фунт | 0,08 |
Мясо | Грудина | фунт | 0,22 |
Мясо | Лопатка | фунт | 0,20 |
Мясо | Огузок | фунт | 0,22 |
Мясо | Почки | шт | 0,30 |
Овощи | Картофель | десяток | 0,05 |
Овощи | Кислая капуста | фунт | 0,05 |
Овощи | Луковица | шт | 0,01 |
Овощи | Морковь | шт | 0,01 |
Овощи | Огурец солёный | шт | 0,03 |
Овощи | Свежая капуста | фунт | 0,05 |
Овощи | Свекла | шт | 0,02 |
Птица | Курица | шт | 0,70 |
Рыба | Судак | фунт | 0,25 |
Ягоды | Клюква | фунт | 0,08 |
Яйцо | Яйцо | шт | 0,03 |
До революции в здании Елатомской земской больницы размещалась Архангельская церковь, освященная 5 октября 1887 г. (по ст. ст.) настоятелем городского собора протоиереем Александром Царевским. На церемонии освящения он сказал:
«...высшее качество или степень милосердия к больным: это устроение при доме больных, или так называемой больнице, храма Божия, как вот и видим мы теперь здесь. Это, говорю, высшая степень благотворения и милосердия для больных: этот святой храм для больных есть неоскудеваемая сокровищница благ небесных и источник врачевания и недугов телесных. И самый врач получает большую благодать и силу ко врачеванию при соприсущей здесь благодати и помощи небесной. Вот это какое высочайшее неоцененное сокровище!
...Здесь и самое богослужение какою
отрадою и утешением может исполнить сердца болящих; здесь всегда готова
духовная помощь больным в исповеди, причащении и елеосвящении; здесь
одно присутствие этой величайшей святыни и для врача и для врачуемых
будет служить навсегда самым твердым оплотом веры и упования
христианского не только ко здравию телесному для настоящей жизни, но и к
вечному спасению в будущей. И можно ли в кратком слове исчерпать всю
силу и значение этого святого храма...».
По данным 1913 года службы в больничной церкви проводил священник Ильинского храма о.Иоанн Львов.
По традиции улица, ведущая к храму, называлась именем этого храма. Так, нынешняя ул.Спартака прежде именовалась Архангельской.
В 60-х годах на бывшей Больничной площади был построен деревянный амбулаторный корпус, фактически превративший площадь в два отдельных проезда, но с одним названием – ул. Маркса.