ЕЛАТЬМА


 <<<   ЗАБЫТАЯ ЕЛАТЬМА   >>>

38. КРЕСТНЫЕ ХОДЫ В ЕЛАТЬМЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОРОДСКИХ ТРАДИЦИЯХ.



 

С картины А.Стекoльщикoва «Бoгомoлье»

 

 

 

Из книги 


«ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ»

 

СОСТАВЛЕНО ТАМБОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВЯЩЕННИКОМ,
МАГИСТРОМ ГЕОРГИЕМ ХИТРОВЫМ

 

ТАМБОВ, 1861 г.

 

Крестные ходы издревле установлены на храмовые праздники городских церквей Ильинской, Троицкой и Вознесенской.
       После предварительного собрания духовенства и народа в соборе, отсюда в урочный день перед поздней литургиею священное шествие следует к церкви, где совершается храмовое празднование.
       К крестным ходам этим всегда делается повестка на кануне праздника ударами в колокол на соборной колокольне, после всенощного бдения. Собрание хода сопровождается переводом и перезвоном колоколов на всех городских колокольнях.

 

 

 

Крестный ход в России. XIX в.



       Святые иконы и хоругви относятся после литургии и молебна к своим церквам при общем колокольном звоне.
       Но самые торжественные и многолюдные крестные ходы в городе Елатьме бывают два раза в год в кладбищенскую церковь всех Святых в неделю антипасхи или Фомино воскресенье.
       Этот ход установлен в 1832 году, по представлению преосвященного Арсения с утверждения Св. Синода, согласно желанию елатомских горожан, в память избавления от губительной холеры.
       Мысль передать потомству память о холере и обязать его к торжественному благодарению Господа за спасение от нее подана городским елатомским головою, почетным гражданином Яковом Сорокиным вместе с соборным протоиереем Иоанном Степановым.

 

 

Елатьма. Городской сад и собор.

 


       С того времени в кладбищенской Всесвятской церкви, при гробах усопших елатомцев, похищенных холерою, в первое после Пасхи воскресение, после литургии, ежегодно отправляется благодарственный молебен, при многочисленном стечении богомольцев.




 


       В неделю всех Святых после Пятидесятницы. Крестный ход установлен после моровой язвы, по случаю которой на елатомском кладбище поставлена деревянная церковь во имя всех Святых. Она в 1825 году заменена новою каменною церковью того же имени с приделом. Ход этот совершается вокруг кладбища, обведенного земляным валом, и прерывается по сторонам его при возглашении литий об упокоении здесь лежащих православных христиан.
       Из города Елатьмы еще крестный ход бывает в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в село Иванчино, которое отделяется от города расстоянием одной версты.
       Ныне этот ход не имеет такой торжественности, как прежде, когда в Иванчине 29 августа была ярмарка.
       В елатомских крестных ходах замечательны особенности в порядке и образе их совершения; они введены издавна внимательными к Богослужению и благочестивыми протоиереями, из которых доселе памятны Харитон и Ермил. Крестный ход, направленный к той или другой церкви, здесь устраивается так, что на пути своем он минует несколько других храмов.

 

 

Елатьма. Бывш. ул. Шатская. Вознесенский храм.

 

Вознесенский храм на ул. Шатской. Фото начала ХХ в.

 

 

      Перед каждым храмом он останавливается для краткого молебна святому храма, и таким образом достигает определенного места по отслужении стольких молебнов, сколько было на пути его церквей, которых полна Елатьма.
 

 

Крестный ход в Елатьме

 

Возрождение древней традиции.

Крестный ход в Елатьме 21.07.2009 г.
в праздник Казанской иконы Божьей Матери

 


_________



На предыдущую



На следующую страничку




 

 
Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.