ЕЛАТЬМА


<<<   ПРОГУЛКА ПО ГОРОДКУ   >>>

(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю)

28. В ДАЛИ ВЕКОВ ИЩА ИСТОКИ

 

Елатьма. Вид на южную заставу и Вознесенскую церковь.

 

 

 

Большой вклад в изучение истории Елатьмы и ее популяризацию через печатные издания внес Геннадий Иванович Грязнов.

В моем распоряжении оказалась замечательная книга Г.И.Грязнова "Елатьма – город ранней Руси", посвященная 620-летнему юбилею Елатьмы. К величайшему сожалению, эта книга была издана  тиражом всего 600 экземпляров.

В 2002 году я попытался найти литературу о Елатьме в елатомском книжном магазине. Но, увы, оказалось, что в Елатьме... не осталось ни одного книжного магазина!

Случайно я увидел нужную мне книгу в отделе сувениров одного из магазинов, расположенных в историческом здании торговых рядов.

 

 

 

 

 

 

К сожалению, в 2006 году книгами там уже не торговали.

И это при том, что первая книжная лавка появилась в Елатьме в 1897 году...

Скорее всего, книжную торговлю подрубил экономический фактор – гораздо выгоднее торговать водкой, чем книгами.

Может быть снижение интереса к печатным изданиям связано с компьютеризацией? Например, в моей электронной библиотеке всего лишь на одном DVD-диске хранится несколько десятков тысяч томов книг самых разных жанров – от классики до бульварного чтива, а кроме того в моем распоряжении безбрежное море информации под названием ИНТЕРНЕТ.

А почему бы не воспользоваться возможностями интернета для того, чтобы донести до молодого поколения в наглядной форме драгоценные крупицы знаний об истории родного края?

Таким образом у меня возникла идея создания этого сайта.

Обратимся к трудам наших краеведов.

 

 

 

мЕлатьма. Геннадий Иванович Грязнов.

 

Геннадий Иванович Грязнов

1941 – 2017

 

 

Итак, что же мы можем почерпнуть из книги Г.И.Грязнова и других исследований (Л.Сорокиной, Н.Органовой, Т.Куприной, и др.) о прошлом и настоящем города Елатьмы?
 

По мнению известного путешественника и исследователя Семенова-Тяньшанского ("Россия" т. II) город был основан мещеряками и мордвой и в 1381 году приобретен великим Московским князем Дмитрием Ивановичем Донским покупкою у мещерского князя Александра Уковича, что подтверждается соответствующей договорной грамотой.

Существует договорная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Согласно этому документу Дмитрий Донской «прикупил» у мещерского князя Александра Уковича два города – Городец Мещёрский и Елатьму, сделав их своими крепостями и укрепив тем самым свои восточные границы с беспокойным в то время соседом – Казанским ханством.

 

 

 

Князь Московский Дмитрий Иванович Донской

 

 

 

Есть предположение, что сам факт покупки Елатьмы Москвой произошел несколько ранее вышеуказанной даты, во всяком случае – не позднее 1376 года. На чём основывается это предположение? – На историческом факте. Как известно, в 1376 году Городец Мещерский был разграблен и сожжён ордами монгольского князя Бегича, и Александр Укович погиб во время этого набега. Что же касается грамоты 1381 года, то здесь мы имеем, по всей видимости, очередную констатацию ранее свершившегося факта.

Считается, что Елатьма была основана племенем мещеры, которое в XIV веке мигрировало на Волгу. Потомки этого племени известны нам под именем народа мари. Часть племени мещеры осталась на своих исконных землях и обрусела.

Много споров вызвало объяснение названия города. По преданию он, якобы, назван именем мещерской княгини Елатомы, некогда жившей здесь. Но это предание не имеет документального подтверждения.

Обратимся к «Краткому топонимическому словарю» В. Никонова, где сказано следующее: «Группа названий этой части Поочья, объясняемых из современного марийского языка, позволяет предположить происхождение названия Елатьма из поволжско-финского языка, из которого развились мордовские языки и марийский: марийское «йулалтымс» «сожжённый, выжженный» могло означать «место, расчищенное от леса». Окончание -ма могло быть и не исконным – название употреблялось и в форме Елатом. Похожую версию мы встречаем у Н. Левошина, который так же выводит слово с финно-угорских языков, только как «место, удобное для жилья», или «место обжитое, жилое». И поныне в современном финском языке «еляма»«жизнь», а «елет» у саамов – «обжитое, жилое». Но, – как далее говорит он – так назвать можно местность, а не поселение. Вероятно, первоначально словом «елатом» называлась именно местность, а уже возникшее позже поселение получило по ней своё название. Ещё один перевод этого слова: финно-угорское – татарское – «бойкое место». На сегодняшний день эти три версии: «сожжённый, выжженный», «место, удобное для жилья» или «место обжитое, жилое» и «бойкое место» в топонимии считаются основными.

Некоторые оппоненты доказывают, что слово «Елатьма» – составное от «елей тьма». В современном словаре русского языка термин «тьма» толкуется так: «тьма – в древнерусском счете: сто тысяч, сотни тысяч». Есть и другие определения, но они также связаны с количеством. В документах же XIV века этот термин встречается в ином смысле – как территориальная единица: «Киевская тьма, Володимирская тьма, Великого Луцка тьма, Сараева сына Егалтанова тьма».

Вместе с тем,  прилагательные, образованные от имени собственного «Елатьма» по правилам русского языка, звучали бы как «елатьменский», «елатьменская», но реально фигурирующие исторически принятые прилагательные «елатомский», «елатомская» явно указывают на изначальную форму «Елатом», а возможно и на самую раннюю гипотетическую форму «Йулалтымс»  (производные прилагательные – «йулалтымский», «йулалтымская» вполне созвучны современным «елатомский», «елатомская»).

Обратясь к древним историческим источникам, можно заключить, что «тьма» – это единица административно-податного деления, произведенная ордынцами, появившаяся во времена хана Навруса. С этим понятием связан и современный город Темников. И в средние века Мещерский край именовался юртом. А «юрт» – это область, состоящая из нескольких (более трёх) тем. Всего в Мещерский юрт в XIV-XV веках входило пять тем, одна из них – с центром в Городце Мещерском.

Оставив приведенные выше аргументы на совести исследователей, придём к выводу, что – вне всяких сомнений – Елатьму основали племена финно-угорской языковой группы: мещеряки и мордва. Как и не подлежит сомнению то, что «Елатьма является одним из древнейших русских городов». Эту мысль подтверждает историк И.П. Милонов в своих работах по изучению Рязанского края.

26 августа 2006 года Елатьма торжественно отметила свое 625-летие. (Если быть точными – юбилей самого раннего из дошедших до нас письменных свидетельств своего существования.)

Елатьма расположена на высоком левом берегу реки Оки, на отметке 78 метров, ее географические координаты: 41 градус 45 минут восточной долготы и 54 градуса 58 минут северной широты. Территория поселения разделена на две части. Основная часть его расположена на относительно плоской возвышенности, меньшая – террасами спускается к реке.

Состоятельные горожане селились в верхней части Елатьмы, а в нижней теснились домики работных людей крытые щепой.

 

 

 

Елатьма. Вид со стороны реки Оки.

 

 

 

Елатьма образовалась как город-крепость, и имела оборонительное значение Имеющаяся среди города площадь (Городище) окружена рвом. Крепость, довольно большая, была оборудована по всем правилам военно-инженерного искусства. Длина рва и крепостного вала с южной стороны составляет 300 м, с северо-запада – также 300 м, на востоке крепостная стена возвышалась на крутом откосе берегового холма.

Рвы вокруг крепости заполнялись водой, в их концах вода запиралась шлюзами. В ночное время мосты через рвы поднимались, а шлюзы имели специальную защиту, преграждавшую путь непрошенным гостям.

Жизнь Елатьмы не всегда была спокойной.

В русских летописях о г. Елатьма есть сведения за 1537 и за 1550 годы. В Пискаревском летописце указано: «В лето 7045 (1537) царь казанский, зиме, генваря, на всеядной неделе, под Муром приходили и сел и деревень пожег, от Мурома и до Новгорода воевал. И ходил за царем из Елатьмы князь Михайло Кубенский, а из Володимеря князь Роман Одоевский да Василей Шереметьев, а из Мурома князь Михайло Курбский – тот передовый полк. (Полное собрание русских летописей, т.34, М, 1978, с.25).

Никоновская летопись, древнейший список которой хранится в архиве ЦГАДА (ф. 201 «Рукописное собрание М.А. Оболенского, №163), упоминает г. Елатьму при описании борьбы с ногайскими мурзами в 1551 году: «…А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семен Шереметев да Степан Сидоров такоже во многых местах Нагай побили».

 

 

 

 

 

 

…А еще ранее, в 1539 году, в Елатьме, по приказу Ивана Грозного, был произведен обмен пленных ногайцев на плененного князя Семена Бельского.

В 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятов вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещерский край, и преследовал их (аж до ворот Шацких).

Знавала Елатьма и нелегкие времена иностранной военной оккупации. В «смутное» время (1606-1612 гг.) город заняли поляки, сторонники самозванца Лжедмитрия II. Войсками, освободившими Елатьму в 1608 году командовал боярин Ф.И.Шереметьев: «..государевы бояре и воеводы Федор Иванович Шереметев с товарищи государевы городы: Муром и Касимов, Мещеру, Елатьму, Кадому, Володимер и Суздаль очистили» (ААЭ, т. 2, СПб., 1836, № 104, II). При этом Касимов пришлось брать штурмом, а перепуганная Елатьма сдалась без боя.

В успешном походе на Казань, предпринятом Иваном Грозным в 1552 году, участвовали и елатомцы. В Елатьме собирались отряды, так как здесь пролегала Посольская дорога из Москвы через Владимир, Касимов и Елатьму в сторону Казани. В передовой полк вошел князь Курлятов с ратниками, которые не раз проливали кровь в рукопашной сече против татар. После этого Казанское ханство прекратило свое существование. И открылся путь торговли с Востоком. За участие в этом походе Иван Грозный разрешил елатомцам построить каменную церковь Рождества Богородицы вместо деревянной и подарил колокол, на котором была надпись «Дар царя Ивана Васильевича».

 

 

 

Елатьма. Колокол "Дар царя Иоанна Васильевича"

 

 

 

Сохранились сведения о том, что в 1665 году должность елатомского воеводы исполнял Фома Беклемишев («Списки городовых воевод и других лиц воеводскаго управления Московскаго государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам» Александр Барсуков, чл. Археографической коммиссии, Санкт-Петербург, тип. М. М. Стасюлевича, 1902 г.).

В 1702 году известный голландский путешественник, этнограф, художник и писатель Корнелий Де Бруин, путешествуя по реке Оке, так описал свои впечатления о Елатьме:

 

«Ночью миновали мы еще несколько сел и 2 мая утром достигли до Елатьмы, находящейся в шестидесяти верстах от Касимова. Город этот стоит на вершине горы и значительно продвигается внутрь страны, таким образом, что с реки, на левом берегу коей к югу лежит, всего его видеть невозможно. Он довольно обширен, с восьмью церквами, и несколько каменных домов его расположено вдоль левого берега реки. Он окружен многими деревнями, а частью лесом, и представляет с обеих своих сторон довольно красивый вид, а далее виднелись еще многие селения.»

(К. Де Бруин «Путешествия в Московию»)

 

 

 

Елатьма XVII век.

 

Снимок картины А.А.Александровского "Елатьма. ХVII век".
 

 

 

 

Гравюра, положенная в основу картины А.А.Александровского.

Для просмотра гравюры в высоком разрешении кликните по изображению

 

 

 

В 1708 году в соответствии с указом императора Петра I города Елатьма и Касимов вошли в состав Казанской губернии.

Великий русский царь Петр I знал Елатьму и был в ней. Проплывая по Оке он остановился здесь и пробыл около суток. 24 мая 1722 года он принял крестьянина села Богданова Ново-Спасского монастыря Шацкого уезда Антона Иванкова с товарищами, с которых брали лишние подати-налоги, отчего он разорился, а в один набор с его двора взяли в рекруты сына и племянника. Петр I подписал указ шацкому воеводе Андриану Раевскому, чтобы он разыскал виновного и жестоко наказал отсылкой в каторжную работу навечно в Петербург.

 

Указ шацкому воеводе Андреяну Раевскому.

 

«В прибытии наше в Елатму, бил челом нам Шацкаго уезда села Богданова Новоспасского монастыря крестьянин Антон Иванов на старость и на выборных того села; а именно, на мирскаго старосту Родиона Никитина с товарищи; что они в сборе лишних податей (которые от него брали и берут) всякие обиды и налоги ему учинили; так же, как он сказывает, что в один побор с одного его двора взяли у него в рекруты сына, да племянника, отчего де он пришел во всеконечное разорение; того для о том розыщи накрепко и кто из них в том явятца виноваты, тем учини жестокое наказание, чего они по указу будуть достойны и кто из них будет более виноват, того пошли в каторжную работу в Петербурх вечно.

Петр».

 

 

Впрочем, впервые царь Петр проплыл мимо Елатьмы в ночь на 11 мая 1695 года, совершая свой Азовский поход.
 

 

 

Портрет Петра Великого. Художник Август Толяндер.


Петр I

 

 

 

Кстати, во многих европейских городах помнят о визитах Петра Великого и гордятся этой честью, там есть музеи, памятники, мемориальные доски, посвященные Петру. В Елатьме, увы, нет...

В Елатьме с Петром I был князь Александр Меншиков, который выдал отпускную грамоту темниковскому помещику, драгуну, князю Давлеткильдееву.

 

 

 

 

Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков
 

 

 

 

Следует также отметить, что по разнарядке из многих городов России, в том числе и Елатьмы, направлялись каменщики и кирпичники на строительство города Санкт-Петербурга (Голиков, «Деяния Пера Великого»).

В царствование императора Петра II в город Елатьму был назначен последний воевода – капитан Ермолов Леонтий Петрович.

5 ноября 1792 года вышел указ Сената об упразднении в Елатьме воеводы и о приписке Елатьмы к городу Касимову Шацкой провинции. Поводом же к упразднению воеводства стало взяточничество, казнокрадство и самодурство воеводы Ермолова, на которого поступили жалобы от члена городского магистрата Василия Кокорева и земского старосты Ивана Макашина с 19-ю товарищами. Проворовавшийся воевода ударился в бега, почуяв близкий конец своей многолетней вольницы. Больше воевод в Елатьму не назначали, поскольку местность утратила свой оборонительный характер.

По данным ревизии 1762–1765 годов в Елатьме проживало 1895 жителей мужского пола, из них – 12 купцов, 108 человек мастеровых, мещан – 1792.

Однако, судя по документу, датированному 7 марта 1767 года и подписанному елатомскими купцами, их в Елатьме было более сотни.

Вот их список:


Аксенов Григорий;
Аксенов Михайло Андреевич;
Алексеев Семен Гаврилович;
Баев Петр Иванович;
Батманов Терентий Дорофеевич;
Бобиков Алексей Иванович;
Бобиков Афанасий Андреевич;
Бобиков Василий Яковлевич;
Бобиков Иван Андреевич;
Бобиков Иван Никитич;
Бобиков Петр Иванович;
Бобиков Степан Иванович;
Бобиков Трофим Андреевич;
Болотин Савелий Васильевич;
Большесмоленников Василий Иванович;
Ботманов Иван Акимович;
Ботманов Иван Иванович;
Винокуров Иван Степанович;
Виноходов Степан Дмитриевич;
Власов Андрей Никифорович;
Гиев Иван Иванович;
Гордеев Иван Иванович;
Гордеев Петр Лукьянович;
Гусев Иван Петрович;
Гусев Яков Андреевич;
Деев Иван Ильич;
Докукин Спиридон Никифорович;
Забозлаев Алексей Ильич;
Каустов Иван Васильевич;
Киреев Петр Иванович;
Кирпишников Иван Тимофеевич;
Коржевин Никифор Афанасьевич;
Корневин Андрей Алексеевич;
Котельников Афанасий Петрович;
Котельников Василий Алексеевич;
Котельников Иван Иванович;
Котельников Савелий Михайлович;
Кочетов Василий Иванович;
Кочетов Михайло Иванович;
Крашенинников Василий Леонов;
Крюков Андрей Федорович;
Макарцев Федор Фомич;
Макашин Алексей Михайлович;
Макашин Матвей Михайлович;
Макашин Никифор Савельевич;
Малин Александр Степанович;
Малин Иван Петрович;
Малинников Никифор Васильевич;
Махин Михайло Ильич;
Милин Илья Иванович;
Милованов Иван Алексеевич;
Милованов Иван Афанасьевич;
Милованов Иван Дмитриевич;
Милованов Михайло Яковлевич;
Милованов Степан Ильич;
Милованов Федор Иванович;
Митрофанов Петр Васильевич;
Парфенов Петр Захарьевич;
Парфенов Семен Михайлович;
Петрунин Петр Логинович;
Плотников Илья Макеевич;
Попов Степан Иванович;
Порошин Иван;
Порошин Илья;
Рукавишников Ларион Семенович;
Самарин Алексей Яковлевич;
Самарин Матвей Егорович;
Самгин Борис Иванович;
Самгин Григорий Иванович;
Семизоров Иван Алексеевич;
Семизоров Михайло Алексеевич;
Семизоров Петр Иванович;
Семизоров Григорий Яковлевич;
Серапионов Герасим Никифорович;
Серапионов Иван Кузьмич;
Серапионов Леонтий Никифорович;
Смоленинов Иван Семенович;
Смолянников Василий Васильевич;
Снакашин Илья Калинникович;
Сорокин Алексей Данилович;
Сорокин Иван Павлович;
Сорокин Матвей Фролович;
Субботин Никита Петрович;
Суворов Иван Михайлович;
Суворов Максим Семенович;
Суворов Никифор Григорьевич;
Суворов Петр Гаврилович;
Суханов Иван Гаврилович;
Тепин Алексей Иванович;
Тепин Петр Данилович;
Трошин Иван Борисович;
Умнов Герасим Иванович;
Умнов Григорий Спиридонович;
Умнов Иван Михайлович;
Умнов Ивана Иванович;
Умнов Михайло Михайлович;
Умнов Михайло Степанович;
Умнов Петр Иванович;
Умнов Семен Маркович;
Филиппов Михайло Акимович;
Хабутин Иван Иванович;
Халтурин Михайло Семенович;
Хлюпин Спиридон Иванович;
Шихаев Алексей Федорович;
Щукин Яков Григорьевич.
 

В 1778 году в царствование Екатерины II были учреждены генерал-губернаторские округа и наместничества с уездами. 16 декабря того же года было открыто Рязанское наместничество, к нему-то и присоединили Елатьму и город Касимов. Оба этих равноправных города получили уезды.

Верхняя часть первого елатомского герба отражала символику Рязанской губернии – скрещенные меч и ножны, а над ними княжеская шапка.

 

 

 

 

 

 

Но в октябре 1779 года Елатьму передали Тамбовскому наместничеству, утвердили в 1781 году новый герб города, а в 1785 году был утвержден план городской застройки.

 

 

 


Екатерина II
(Портрет работы художника Рокотова)

 

 

 

Герб Елатьмы 1781 года – щит, разделенный на две части. В верхней части – герб губернский (улей с пчёлами); в нижней части – уездный: серебряный распущенный парус с золотыми веревками в знак того, что Елатьма обогащается парусами.

 

 

 

 

 

 

При вступлении на престол (1796 год) Павел I преобразовал наместничества в губернии. В результате этого Елатьма лишилась статуса уездного города и была оставлена за штатом.

 

 

 


Павел I
(Портрет работы художника С.С.Щукина)

 

 

 

В 1802 году, сохранив бывшим наместничествам названия губерний, Александр I возвратил им прежние деления на уезды. В том же году Елатьму опять назначили уездным городом Тамбовской губернии, и она оставалась им вплоть до 1923 года.

 

 

 


Александр I
(Портрет работы художника С.С.Щукина)

 

 

 

В царствование Александра I в Елатьме насчитывалось 778 обывательских домов, проживало 196 купцов, 1864 мещан.

 

Во время Отечественной войны 1812 года Тамбовская губерния была базой материальных и людских резервов, местом для эвакуации раненых и больных воинов русской армии. Елатьма в 1812 году не была местом военных действий, но население принимало активное участие как в самой Отечественной войне, так и в заграничных походах 1813 – 1814 годов.

Население поставляло ратников для ополчения, лошадей, подводы, снабжало продовольствием, одеждой и фуражом воинские части.

В помощь армии всюду создавались народные ополчения. Народ активно помогал армии. Елатомцы в дни войны проявили много заботы и внимания к нуждам русской армии. Мужчины и женщины, оставшиеся в тылу, помогали создавать госпитали, лазареты, собирали лекарственные травы, холст для перевязки, ухаживали за ранеными.

После Бородинского сражения русская армия отходила через Москву к Тарутино.

2 сентября 1812 г. Главнокомандующий русскими армиями М. И. Кутузов отдал распоряжение генерал-кригс-комиссару А. И. Татищеву о срочной эвакуации из Серпухова больных и раненых Окою на Касимов и Елатьму.

12 сентября он направил А. И. Татищеву предписание, в котором требовал, чтобы «больные немедленно отправлены были водою в Елатьму или Касимов с преподанием всей помощи, какую положение их требует».

А.И. Татищев доложил рапортом Главнокомандующему о тех мероприятиях, которые он начал осуществлять на другой же день после полученного им 2 сентября распоряжения. При этом он подробно описал отправку больных и раненных в Касимов и Елатьму и устройство там временных военных госпиталей.

В Елатьме были устроены общинные военные лазареты, действовавшие с 1812 по 1813 год.

По этому поводу губернатор Нилов обратился ко всем тамбовским дамам с следующим воззванием: «К вам я обращаюсь, почтенные российские боярыни, с просьбою приготовить кто сколько может бинтов и корпий (корпия – нащипанные из тряпок нитки, употреблявшиеся при перевязках вместо ваты). Ваше хозяйство ничего не потерпит, если вы несколько часов уделите на заготовление испрашиваемых мною потребностей, которыя зависят от вашей чувственности. Помещицы тамбовских округ! Вам особенно предоставлена честь успокоить русских воинов и слезою умиления облегчить их боль, от нанесенных злодеями ран терпимую».

К 20 сентября 1812 г. в госпиталях Касимова и Елатьмы, а также в ближайших к ним селениях было 9 000 больных и раненых. В последующие две недели число больных дошло до 20 000 человек, и все они, по свидетельству современников, были хорошо устроены. Доктор медицины, профессор Xристиан Иванович Лодер по этому вопросу писал: «...менее нежели в три недели лазареты в Касимове, Елатьме, Меленках и в окрестных селениях были устроены так, что тогда уже слишком 20 000 человек имели в оных покойные постели, скамьи и койки, пользовались хорошим продовольствием, присмотром, одеждою и пр.».

 

 

 

 

Доктор медицины,
профессор Xристиан Иванович Лодер

 

 

 

В распоряжении профессора Лодера в Касимове, Елатьме и Меленках было 46 врачей, 15 аптекарей и их помощников, 98 студентов, 130 фельдшеров и учеников, то есть были примерно те же лица, которые работали в военно-временных госпиталях Москвы.

То обстоятельство, что эта сравнительно небольшая группа медицинских работников отлично справилась с поставленной задачей, ярко показывает самоотверженность медицинского персонала и активную помощь населения.

Выздоровевшие направлялись в армию. Так, 3 декабря 1812 г. старший врач Касимовского госпиталя X.И. Лодер писал, что выздоровевших скопилось более 9 000 человек и ежедневно количество их прибавляется.

За период с 14 сентября 1812 г. по 25 мая 1813 г. в госпитали, расположенные в Касимове, Елатьме и Меленках, по данным Лодера, поступило 30 126 больных и раненых, из них 586 офицеров.

За это же время

вернулось в строй 23 413 человек – почти 77% (из офицеров – 60%);

на нестроевую службу (в гарнизонную и комиссариатскую службу) выписано 2896 человек – почти 10%;

инвалидами признано 543 человека – 2%;

199 офицеров – около 1% – направлено в домашний отпуск до совершенного излечения, большая часть из них вернулась в армию;

умерло 2095 человек – 7%. Такой относительно небольшой процент смертности, особенно если учесть, какой длительной и тяжелой была транспортировка после Бородинского сражения, говорит о действительно хорошей организации лечения раненых и больных.

Профессор Лодер, организовавший это лечение, приписывает низкий процент смертности «неустанному попечению о чистоте воздуха и здоровой пище больным, а также старательности и искусству моих подчиненных, однако более еще доброму духу, веселому нраву и крепкому сложению нашего народа».

Любопытно, что, по существующему мнению, выражение «лодыря гонять» образовано от фамилии доктора Лодера, который разработал своеобразную методику лечения людей, страдающих ожирением, «гоняя» их по саду.

 

 

 

 

Из рапорта исправника Владимирова-Смородинова тамбовскому губернатору

 

 

 

На территории елатомского кладбища должно быть значительное количество захоронений воинов-героев Бородинского сражения.

Местонахождение этих могил в настоящее время остается неустановленным.

Неужели елатомцы не поставили им памятника?

Конечно же поставили! Но большевики стерли его с лица земли. Памятник этот стоял в самом центре Елатьмы близ Спасо-Преображенского собора. Это была часовня, называвшаяся в народе Часовней Александра II.

 

 

 

 

Часовня в память о воинах России, умерших от ран и отдавших свою жизнь в Бородинском сражении 1812 г.

 

 

 

Упоминая о событиях войны 1812 года следует отметить, что в Бородинском сражении особо отличились кавалеристы елатомского дворянина генерала-майора Дяткова Степана Васильевича, участника Смоленского сражения.

 

 

 

 

Генерал-майор Дятков Степан Васильевич

(Портрет из Военной галереи Зимнего Дворца)

 

 

 

 

 

 

 С 1816 года и до начала 20-х годов XIX века в Елатьме квартировал Павлоградский гусарский полк.

 

 

 

 

Боевое знамя Павлоградского Гусарского полка

 

 

 

 

Рядовые и офицеры Павлоградского Гусарского полка

(историческая реконструкция)

 

 

 

Нетрудно себе представить какое оживление в тихую жизнь провинциального городка внесли удалые герои 1812 года!...
 

 

 

 

 

 


На предыдущую



На продолжение странички




 

 

Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.